Волович о Елене Степаненко

Елена Степаненко - Жизель. Фото из журнала "Культура Урала". №2 (28) февраль 2015 г.
Елена Степаненко — Жизель. Фото из журнала «Культура Урала». №2 (28) февраль 2015 г.

О Лене Степаненко.

Её появление на сцене, ещё до начала танца, захватывало зрителя внутренней значительностью её образа. Его таинственной глубиной. Ожиданием чуда. И чудо происходило.

Чудо мгновенного вовлечения зрителя в её личное пространство.  Волнующее чувство причастности к нему. Готовность зрителя пережить месте с ней, минуты высокой душевной наполненности, так пленительно выраженной в её танце.

* * *

… Она стояла в стороне. Одна. Была напряжена и неподвижна. Глаза широко раскрыты и прикованы к тому, что происходило на краю могилы. Она стояла долго. В странном оцепенении.

Потом она сделала лёгкое движение рукой. Чуть подняла голову. Выпрямилась. Ещё раз повторила всё это, но уже более отчётливо. Прикрыла глаза. Подняла руки… Бессильно опустила…

Кажется, она ничего не видела вокруг. Она была погружена в себя. Кто знает, какие образы рождались в её сознании. Образы смерти. Преображения. Жизни?

Но они требовали своего воплощения. Обретения формы в образах танца. Немедленно. Сейчас. Иначе нельзя. Иначе невозможно.

И она танцевала. Оставаясь неподвижной, она танцевала. Я видел это. Я был потрясён.

В эту минуту тайна Творчества и тайна Смерти сравнялись в своём значении. В своей непостижимости.

Вдруг она вздрогнула. Словно пробудилась от сна. Огляделась. Никто не смотрел на неё. Она стояла не двигаясь, опустошённая пережитым. Удивлённо вглядываясь в только что созданный ею танец…

* * *

Возможно, этот небольшой сюжет — разгадка её творческой тайны. Казалось, в ней постоянно происходил непрерывный душевный труд перевода, пересоздания, перевоплощения событий жизни в поэтические образы танца, где нет места ничему мелкому, суетному, случайному.

Где танец — выражение сущности жизни, её подлинных значений и смыслов.  Где танец — сама жизнь в её последовательности — Напряжение. Примирение. Освобождение.

Танец для неё — способ существования, отражение её переполненной души.

Её танец — драма жизни в формах гармонии. Её окончательный результат. Её прекрасный итог.

Виталий Волович.

 


Елена Степаненко и Анатолий Григорьев, Свердловский театр оперы и балета
Сцены из балета «Лебединое озеро», Свердловский (Екатеринбургский) академический театр оперы и балета имени А. В. Луначарского.
Видео размещено на канале: «DomAktera STDofSVO»